Воздушная перспектива в натюрморте.
Как освоить воздушную перспективу в рисунке с помощью сравнения силы света?
Видеть, знать, уметь - вот три столпа, на которых держится знание о мире: от наблюдения к обобщению, от обобщения к практике. Именно так мы учимся рисовать.
Уметь рисовать - значит уметь изобразить любой предмет в любом пространстве.
Есть несколько способов как правильно передать воздушеую перспективу. Каким образом изобразить предметы чтобы зрителю было понятно на каком расстоянии от нас они находятся.
Конечно, для изображения предметов мы используем линейную перспективу, но так же удаленность предметов мы показываем с помощью воздушной перспективы.
Воздушную перспективу довольно легко увидеть в пейзаже, так как там мы видим большие расстояния.
Предметы находящиеся на переднем плане более контрасные, имеют более четкие очертания и чем больше предмет удаляется от нас, тем больше он теряет контрастность, его очертания смазываются, тени становятся более светлыми и приобретают более холодные тона, как впрочем и свет, просто в тенях это заметно гораздо сильнее.
Это происходит из-за воздуха, который не на 100% прозрачен и имеет свой цвет и этот цвет-голубой. Ну и конечно предметы, удаляясь от нас к линии горизонта, прогрессивно уменьшаются, но это уже относится к линейной перспективе о которой мы поговорим в другой статье.
Но как увидеть и определить воздушную перспективу для предметов которые находятся близко от нас и друг от друга, например в натюрморте?
Вы можете меня спросить, зачем изображать воздушную перспективу в натюрморте или например портрете, ведь ее практически не видно?
Да, это правда, воздушная перспектива в натюрморте практически не заметна. Но она все же есть.
И для того чтобы правильно передать то что мы видим, мы должни учитывать все же воздушную перспективу.
Конечно натюрморт строится во многом по законам линейной перспективы, но этого совершенно недостаточно, чтобы передать реалистично весь натюрморт. Так что сейчас, в этой статье, мы принимаем во внимание только воздушную перспективу.
Почему мы видим один предмет дальше, чем другой и почему мы понимаем что один предмет находится дальше другого в натюрморте?
Здесь ведь нет большого пространства, нет толщины воздуха, которая в пейзаже окрашивает тени, постепенно удаляющихся к линии горизонта предметов, в более светлый и голубой цвет и заставляет предметы терять их контрастность...
Очевидно, потому что предметы в натюрморте, расположенные на разных расстояниях от одного и того же источника света, освещаются по-разному.
В большинстве случаев в природе градация светотени постепенна, а иногда и едва уловима.
Наш глаз не способен мгновенно уловить все тонкости светотени, он видит только общий тон.
Посмотрите на эту фотографию мятого листа бумаги.
Почему мы понимаем где его передняя часть, а где задняя?
Потому что Свет падает по-разному на первом плане и на втором.
Первый план листа, находясь ближе к свету, более контрастный- тени более темные, а свет более светлый. На втором плане контраста гораздо меньше. Тени более светлые, а свет более темный.
Светлоте теней на втором плане здесь есть несколько объяснений.
Во первых в тенях мы видим светлые рефлексы от предметов которые окружают лист бумаги, от стен, от горизонтальной поверхности.
А во вторых, мы все воспринимаем в ставнении. Если свет более светлый, то тень нам кажется более темной, если свет не очень яркий, то не будет такого контраста и тень нам будет казаться более светлой.
То есть когда Вы работаете над натюрмортом, время от времени смотрите на натюрморт перед Вами и на ваш рисунок прищуривая глаза.
Так Вы увидите более четко разницу напримет между контрастом светотени предметов, находящихся ближе к источнику света или дальше от него.
И все время сравнивайте тени переднего плана с тенями заднего плана, тон света на переднем плане с тоном света на заднем плане.
Видеть, знать, уметь - вот три столпа, на которых держится знание о мире: от наблюдения к обобщению, от обобщения к практике. Именно так мы учимся рисовать.
Уметь рисовать - значит уметь изобразить любой предмет в любом пространстве.
Есть несколько способов как правильно передать воздушеую перспективу. Каким образом изобразить предметы чтобы зрителю было понятно на каком расстоянии от нас они находятся.
Конечно, для изображения предметов мы используем линейную перспективу, но так же удаленность предметов мы показываем с помощью воздушной перспективы.
Воздушную перспективу довольно легко увидеть в пейзаже, так как там мы видим большие расстояния.
Предметы находящиеся на переднем плане более контрасные, имеют более четкие очертания и чем больше предмет удаляется от нас, тем больше он теряет контрастность, его очертания смазываются, тени становятся более светлыми и приобретают более холодные тона, как впрочем и свет, просто в тенях это заметно гораздо сильнее.
Это происходит из-за воздуха, который не на 100% прозрачен и имеет свой цвет и этот цвет-голубой. Ну и конечно предметы, удаляясь от нас к линии горизонта, прогрессивно уменьшаются, но это уже относится к линейной перспективе о которой мы поговорим в другой статье.
Но как увидеть и определить воздушную перспективу для предметов которые находятся близко от нас и друг от друга, например в натюрморте?
Вы можете меня спросить, зачем изображать воздушную перспективу в натюрморте или например портрете, ведь ее практически не видно?
Да, это правда, воздушная перспектива в натюрморте практически не заметна. Но она все же есть.
И для того чтобы правильно передать то что мы видим, мы должни учитывать все же воздушную перспективу.
Конечно натюрморт строится во многом по законам линейной перспективы, но этого совершенно недостаточно, чтобы передать реалистично весь натюрморт. Так что сейчас, в этой статье, мы принимаем во внимание только воздушную перспективу.
Почему мы видим один предмет дальше, чем другой и почему мы понимаем что один предмет находится дальше другого в натюрморте?
Здесь ведь нет большого пространства, нет толщины воздуха, которая в пейзаже окрашивает тени, постепенно удаляющихся к линии горизонта предметов, в более светлый и голубой цвет и заставляет предметы терять их контрастность...
Очевидно, потому что предметы в натюрморте, расположенные на разных расстояниях от одного и того же источника света, освещаются по-разному.
В большинстве случаев в природе градация светотени постепенна, а иногда и едва уловима.
Наш глаз не способен мгновенно уловить все тонкости светотени, он видит только общий тон.
Посмотрите на эту фотографию мятого листа бумаги.
Почему мы понимаем где его передняя часть, а где задняя?
Потому что Свет падает по-разному на первом плане и на втором.
Первый план листа, находясь ближе к свету, более контрастный- тени более темные, а свет более светлый. На втором плане контраста гораздо меньше. Тени более светлые, а свет более темный.
Светлоте теней на втором плане здесь есть несколько объяснений.
Во первых в тенях мы видим светлые рефлексы от предметов которые окружают лист бумаги, от стен, от горизонтальной поверхности.
А во вторых, мы все воспринимаем в ставнении. Если свет более светлый, то тень нам кажется более темной, если свет не очень яркий, то не будет такого контраста и тень нам будет казаться более светлой.
То есть когда Вы работаете над натюрмортом, время от времени смотрите на натюрморт перед Вами и на ваш рисунок прищуривая глаза.
Так Вы увидите более четко разницу напримет между контрастом светотени предметов, находящихся ближе к источнику света или дальше от него.
И все время сравнивайте тени переднего плана с тенями заднего плана, тон света на переднем плане с тоном света на заднем плане.
Первое правило живописи и рисунка - правильное соотношение силы света в освещенной части предмета, а также в тени и полутени. Пропорция между светом и тенью.
Чтобы научиться работать со светотенью, очень полезно начать писать или рисовать в одном цвете.
Работать в технике гризайль.
Для этой техники лучше всего выбирать землистые цвета, например умбру, и избегать синих цветов, таких как ультрамарин.
Когда вы начнете заниматься многоцветной живописью, Вы столкнетесь еще с другими трудностями, потому что помимо светотени Вам также придется работать с цветом. Но помните , цвет всегда подчинен тону, а живопись рисунку. Без рисунка нет живописи!
Старайтесь работать с натуры, а не с фотографии. Фотография уплощает объемы. Природа - лучший учитель!
Чтобы научиться работать со светотенью, очень полезно начать писать или рисовать в одном цвете.
Работать в технике гризайль.
Для этой техники лучше всего выбирать землистые цвета, например умбру, и избегать синих цветов, таких как ультрамарин.
Когда вы начнете заниматься многоцветной живописью, Вы столкнетесь еще с другими трудностями, потому что помимо светотени Вам также придется работать с цветом. Но помните , цвет всегда подчинен тону, а живопись рисунку. Без рисунка нет живописи!
Старайтесь работать с натуры, а не с фотографии. Фотография уплощает объемы. Природа - лучший учитель!
Рисуйте простые предметы.
Стакан с водой, чайник, цветок, фрукты, животные, вид из окна. Они помогут вам приучить свой глаз видеть природу, анализировать и обобщать формы, а также улучшить навыки рисования.
Стакан с водой, чайник, цветок, фрукты, животные, вид из окна. Они помогут вам приучить свой глаз видеть природу, анализировать и обобщать формы, а также улучшить навыки рисования.
Спасибо что прочитали мою статью. В одной из следующих статей мы поговорим еще о воздушной перспективе, но уже в контексте пейзажа.
Не стесняйтесь задавать мне вопросы по e-mail! Я всегда рада помочь!
До скорой встречи! 🙂
Не стесняйтесь задавать мне вопросы по e-mail! Я всегда рада помочь!
До скорой встречи! 🙂