Блог художника Елены Кузнецовой

Линейная Перспектива

Линейная Перспектива

Художник должен знать правила перспективы, если он хочет рисовать правильно. И что еще более важно, он должен знать, как их применять!

В этой статье я расскажу об основных правилах перспективы.
Наблюдая за природой, мы замечаем, что ближайшие к нам объекты кажутся крупнее тех, что находятся дальше. Более того, их форма меняется в зависимости от расстояния и расположения.

Железнодорожные пути, идущие параллельно друг другу, как видно, сходятся в точке схода. Но мы понимаем, что расстояние между ними остается неизменным.

Поверхность круглого стола кажется нам овальной. А квадратный стол мы видим трапециевидным. В комнате дальний край потолка кажется наклоненным вниз, а пол - наклоненным вверх.

Если взять лист бумаги, вырезать три круга, положить первый круг на пол, второй - на стул, а третий - на стол, то вы увидите три эллипса (вместо кругов). Эллипс на полу будет казаться круглее (шире), чем эллипс на стуле, а эллипс на столе будет казаться более узким.

Круг на уровне глаз то есть на уровне линии горизонта превратится в линию. Если мы поднимем круг выше, то увидим нижнюю поверхность круга в виде эллипса. Чем выше вы поднимаете круг, тем шире становится эллипс.
Аналогичную оптическую трансформацию мы можем наблюдать, глядя на полки этажерки.

На улице предметы или люди, находящиеся рядом с нами, кажутся крупнее, чем те, что находятся дальше. Размер деревьев и домов визуально меняется в зависимости от расстояния и угла зрения.

На этой картине Василия Верещагина видно, что белый павильон на заднем плане гораздо меньше павильона на переднем плане, хотя его колоннада фактически такого же размера, как и колоннада на переднем плане.
Взгляните на эту картину Владимира Орловского.
Вы можете видеть, как художник рисует маленькие столбики, которые на самом деле одинакового размера, но на картине они нарисованы разными, и чем дальше, тем меньше они становятся.

Напольные плитки на картине Николя Ге, имеют ромбовидную форму, их параллельные линии как бы направлены в одну точку (точку схода).
Техника передачи и построения предметов в пространстве называется перспективой.

Существует два типа перспективы. Воздушная перспектива и линейная перспектива.

В этой статье я расскажу о линейной перспективе.

Прежде всего, давайте рассмотрим некоторые понятия, которые необходимо учитывать при изучении перспективы.

Поле зрения в перспективе.

Наши глаза видят предметы в пределах угла зрения не более 53°. Все видимые точки объектов связаны с нашим глазом с помощью лучей зрения. Главный луч находится в центре нашего поля зрения.

Так что если главный луч зрения находится на краю нашей картины, взгляд зрителя будет продолжать его и мысленно выходить за пределы картины а это значит, что взгляд зрителя покинет картину, чего мы никогда не должны допускать. Как только взгляд зрителя соскользнет с картины, он уже туда не вернется!

Поэтому мы не должны располагать главный луч зрения слишком близко к краю картины!

Поскольку видимость ограничена полем зрения, с близкого расстояния мы можем увидеть только небольшие предметы целиком.

Поэтому изображаемые должны находиться от нас на расстоянии от нас, по крайней мере в 3-4 раза больше их размера. Если же вы отдалитесь слишком далеко, объекты будут слишком маленькими, а их объем - менее заметным.

Точка зрения в перспективе.

Точка зрения в перспективе - это место, с которого художник смотрит на объекты.

Чтобы свободно рисовать и писать, я советую Вам не подходить слишком близко к листу бумаги или холсту. Он должен быть расположен перпендикулярно направлению вашего взгляда и на расстоянии, равном вашей вытянутой руке.

Это позволит вам видеть вашу живопись или рисунок целиком и избежать его искажения.

Если размер вашей картины слишком велик, советую регулярно смотреть на нее с расстояния, чтобы проверить точность рисунка. Отходите от картины минимум на 3 метра, а лучне дальше. Расстояние зависит от размера вашей карины. Ваш взгляд должен охватывать целиеом всю поверхность картины.

Линия горизонта в перспективе.

Прежде чем приступить к рисованию, необходимо определить положение линии горизонта. На берегу моря или на лугу линия горизонта - это граница между морем и небом, между землей и небом.

Но в перспективе линия горизонта - это воображаемая линия на уровне глаз зрителя. Если вы рисуете на природе, линия горизонта часто скрыта за зданиями, деревьями или горами.

Чтобы определить линию горизонта, достаточно приблизить глаза к стакану с водой и держать его так, чтобы видеть уровень воды в виде линии. На уровне линии воды и будет линия горизонта.

Довольно быстро, вы сможете определять линию горизонта автоматически.

Поскольку линия горизонта всегда находится на уровне глаз, когда мы поднимаемся, линия горизонта поднимается вместе с нами, а когда мы опускаемся, она тоже опускается вместе с нами. Линия горизонта разделяет объекты, видимые сверху и снизу.

Посмотрите на этот рисунок. Здесь мы видим, что крыша дома на холме наклонена к горизонту. В то время как крыша дома под линией горизонта поднимается к ней.
Каждая линия на рисунке имеет точку схода. Точка схода может находиться за пределами рисунка.

ЕДИНАЯ ТОЧКА СХОДА. ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ.

Если вы выбрали фронтальную композицию, это означает, что ваш луч зрения находится прямо в центре картины, а предметы расположены параллельно переднему краю поверхности картинной плоскости. Таким образом, все объекты на картине имеют одну точку схода, как на этой картине Василия Верещагина.
Эта картина Капитона Зеленцова также служит хорошим примером фронтальной композиции.
Уникальную точку схода можно увидеть и на этой картине Пьера Михайлова.
Взгляните на этот рисунок.

Здесь мы можем наглядно увидеть, как построить куб во фронтальной позиции. Обратите внимание на то, что в этом положении куба есть только одна точка схода.
Перспектива С ДВУМЯ ТОЧКАМИ СХОДА.

Когда вы рисуете объекты под разными углами к плоскости картины, у каждого объекта будет две точки схода.
Если предметы расположены на горизонтальной поверхности, точки схода будут находиться на линии горизонта. На этом рисунке показано, как строится куб в зависимости от того, где он находится - над, под или прямо на горизонте.
На следующем рисунке хорошо видна разница между построением полок этажерки, расположенной под углом к картинной плоскости и имеющей две точки схода, и полками этажерки на рисунке, который вы видели в начале статьи, где полки расположены фронтально и имеют одну точку схода на линии горизлнта.
Теперь давайте немного поговорим о построении круга в перспективе.

Возьмем чашку.

Если вы передвинете чашку вверх или вниз относительно уровня ваших глаз (линии горизонта),

Вы увидите, что нижний или верхний край чашки становится овальным.
Дно и верхний край чашки будут круглыми только при взгляде сверху.
Чем дальше вниз по чаше, тем шире эллипсы у нижнего или верхнего края чашки.

Если мы поместим нижний или верхний край чашки на линию глаз (линию горизонта), их эллипсы превратятся в прямую линию, как на этой фотографии.
Когда мы поднимаем чашку выше линии глаз, мы видим нижнюю поверхность чашки. Чем выше вы поднимаете чашку, тем будет шире эллипс ее дна.
Если Вы положите чашку на стол таким образом, мы увидим, что прямые линии идут к точке схода на горизонте, поэтому эллипс ближе к нам будет больше, чем эллипс дальше.
Хотелось бы также отметить, что ось эллипса всегда перпендикулярна оси вращения окружности.
Если мы вставим окружности в грани куба и расположим куб под углом, то окружности превратятся в эллипсы.
Ось эллипса на верхней грани куба будет горизонтальной, а оси эллипсов на боковых гранях - диагональными (от одного угла к другому).

Посмотрите на этот натюрморт голландского художника Виллема Клаэсзуна Хеды
(Willem Claeszoon Heda)
Здесь мы видим, как меняется ширина овалов в зависимости от их положения по отношению к горизонту. По мере удаления от горизонта (линии наших глаз) овалы становятся все шире.

Я предлагаю вам выполнить несколько упражнений, чтобы применить только что изученное.

Нарисуйте чашку и книгу, лежащие на столе. Таким образом, Вы сможете применить этот курс на практике.

Не стесняйтесь задавать мне вопросы по е-mail! Я всегда рада Вам помочь !

До скорой встречи! 🙂
Made on
Tilda