Блог художника Елены Кузнецовой

Как побороть Страх белого листа художнику. Имприматура. Техника тонировки холста.

Как побороть Страх белого листа художнику.

Имприматура. Техника тонировки холста.
Когда мы только делаем первые шаги в живописи и в рисунке. Мы часто сталкиваемся с так называемым страхом белого листа или страхом белого холста. Этот психологический феномен связывают и с прокрастинацией, и с боязнью начать что-то новое, и с перфекционизмом и просто со страхом что «не получится». Почему-то поеред белым листом или холстом все идеи как-то улетучиваются и мы не можем сдвинуться с места и начать работать. Мы можем долго рассуждать о причинах страха белого листа, но выжнее всего понять как его побороть. И я вам предлагаю очень простой способ, опробованный уже неоднократно на моих учениках 😊, просто начнем тонировать наш лист или холст – сделаем Имприматуру, проще говоря, затирку холста, тем более что это очень красиво.

Имприматура (Imprimatura) - это довольно древняя техника, которая часто использовалась в Средние века и в эпоху Возрождения для подготовки основы под фрески, темперу, рисунок и позднее масляную живопись.
Этот рисунок Леонардо да Винчи демонстрирует использование Имприматуры для подготовки грунта к рисованию.
Этот рисунок Леонардо да Винчи демонстрирует использование Имприматуры для подготовки грунта к рисованию.

В то время слой тонировки мог быть довольно толстым, поскольку он использовался в качестве цветного покрытия для фресок или темперы по дереву.
На этой фреске работы Джотто хорошо видна цветная штукатурка на стене. Здесь художник использует имприматуру теплых цветов (охры, сиены), которая контрастирует с синим фоном фрески.
На этой фреске работы Джотто хорошо видна цветная штукатурка на стене. Здесь художник использует имприматуру теплых цветов (охры, сиены), которая контрастирует с синим фоном фрески.

Имприматура, которая используется сегодня, а также применялась в эпоху Ренессанса и Барокко для масляной живописи, представляет собой очень тонкий и часто очень прозрачный слой краски, используемый для покрытия основы одним цветом или смесью нескольких цветов, задавая тем самым тон и цветовой колорит будущей картине.
Портрет работы Рембрандта. Пример использования Имприматуры
Портрет работы Рембрандта. Пример использования Имприматуры

На этом портрете Рембрандта хорошо виден цветной подмалевок, который придает этому холсту глубину и теплоту красок земли.

Теперь я расскажу вам, как сделать имприматуру.

Мы поговорим о преимуществах этой техники, в частности о том, как с помощью Imprimatura преодолеть страх белого холста.

Вы узнаете

Как выбрать цвета для имприматуры

Какую кисть и средство выбрать

А в конце статьи мы посмотрим видео из моего Youtube канала " Imprimatura ". В этом видео я коментирую на французском языке, но все мои видео очень визуальны и абсолютно понятны даже без коментариев.

Но перед просмотром видео я советую вам прочитать сначала эту статью, так как здесь я даю практическую информацию, которую вы не найдете в видео.

Техника Imprimatura, может быть выполнена масляными, акриловыми красками, темперой ПВА и даже акварелью или гуашью. Хотя я демонстрирую работу с масляной краской, принцип работы абсолютно одинаков для других техник.

При работе с акриловой краской или темперой ПВА с самого начала достаточно разбавьте краску, потому что акриловые и темперные краски ПВА очень быстро сохнут. Поэтому работать нужно быстро, чтобы успеть протереть поверхность картины и сделать слой тонировки равномерным, пока слой краски не высох.

Принцип Imprimatura очень прост и очень эффективен. Я часто рекомендую эту технику, особенно моим ученикам, которые только начинают работать с маслом или акрилом.

(Небольшое отступление – термины : Имприматура, Imprimatura, Затирка, в этой статье являются синонимами).

Преимущества техники Имприматура

1. Вернемся к тому, что Имприматура избавляет от "страха белого холста"или «страха белого листа».

Знаменитый страх белого холста! Я не раз видел, как ученики замирали перед чистым белым холстом, не решаясь начать писать. Как будто они боялись испачкать этот чистый холст. И тут на помощь приходит Имприматура.

Как только Вы выбрали общий цветовой колорит для вашей картины (больше ли у вас холодных или теплых цветов, каковы основные цвета вашей будущей картины), Вы можете выбрать цвет или цвета для Имприматуры и начать наносить слой краски.

Чтобы преодолеть страх перед чистым холстом гораздо проще начать картину с Имприматуры. Потому что таким образом Вы уже пишете,производите действия на вашем холсте. Ваш мозг уже включился в действие, в работу, Вам не чего уже бояться. Вы побороли Девственную белизну холста. Вы уже начинаете творить. Размышлять какой цвет или цвета выбрать для Имприматуры.

Ваш холст больше не пустой. Вы уже продумали цветовую гамму своей картины. Вы уже нанесли краски на холст, и у вас уже есть хороший грунт для будущей работы. Теперь имприматура плавно перетечет в работу над живописью.

2. Имприматура задает настроение и цветовой тон вашей картины. Имприматура может служить прозрачным подмалевком, который придает единство, глубину или выявляет контрасты на вашей картине.

Например, вы хотите написать пейзаж с большим количеством зелени. Какую имприматуру выбрать? Это зависит от того, что вы хотите подчеркнуть или передать в своей картине.

Если вы хотите показать много солнечного света, воздуха, выбирайте Имприматура, основанную на желтом и охристом цветах.

Но вы можете выбрать и другой путь. Чтобы показать, например, яркие цвета зелени, вы можете выбрать контрастные цвета для имприматуры, или цвета, противоположные цветам зелени в цветовом круге. Имприматуру можно выполнить темно-красными красками (краплак красный, ализарин, кадмий красный темный, капут-мортум темный и т.п) Это подчеркнет зеленые цвета и придаст глубину теням.

А теперь представьте, что Вы работаете над натюрмортом. Какую Имприматуру Вам следует выбрать?

Опять же, все зависит от тональности и цветовой гаммы вашего натюрморта. Если вы хотите показать глубину в натюрморте, если в натюрморте преобладают теплые цвета, вы можете выбрать для имприматуры смесь сиены натуральной с охрой золотистой или охры светлой с кадмием желтым средним, умбры жженой или марса коричневого с охрой золоистой, английского красного с сиеной жженой, или если хотите сделать более темную затирку можно смешать например краплак красный с сепией, а для совсем светлой имприматуры можно использовать кадмий желтый средний и т. д.

Но если в вашем натюрморте преобладают холодные цвета или, наоборот, вы хотите подчеркнуть теплые цвета, играя на контрастах цветов и на противоположных цветах хроматического круга, для Imprimatura вы можете использовать холодные цвета. Например, ультрамарин синий или кобальтовый синий, смешанный с ализарином или краплаком красным, или даже Вы можете прибавит немного сепии, чтобы разбавить яркость цветов. Это лишь примеры, потому что Вы сами выбираете цвета для Имприматуры в соответствии с цветовой гаммой вашей картины.

Так как же делать тонировку Imprimatura?

На самом деле это очень просто. Возьмите на кисть достаточное количество краски, разбавьте пигмент небольшим количеством разбавителя и разотрите кистью краску по холсту. Возможно в процессе работы Вам может понадобиться добавить больше разбавителя или больше красок. Вы также можете добавить несколько цветов и смешать их прямо на холсте. Работайте свободно, нанося на холст достаточное количество краски.
Имприматура в теплых тонах
Имприматура в теплых тонах

Но помните, что слой Imprimatura должен оставаться тонким и прозрачным. Кисть должна легко скользить по холсту, не залипать на нем.

Если это происходит, добавьте больше разбавителя. И в целом не старайтесь сделать слой затирки «идеальным». Он все равно служит Вам только цветовой и тоновой базой для последующей работы и Вы его полностью или частичео закроете верхними слоями краски.

Как только вы закончите наносить краску на холст, возьмите лист кухонного рулонного бумажного полотенца и протрите холст, чтобы удалить остатки краски и сделать слой имприматуры равномерным. Все Ваша Имприматура готова.

Кисти и разбавитель

Для затирки я всегда использую бширокие кисти из щетины.

В качестве разбавителя я рекомендую использовать разбавитель на основе пинена, льняного масла и даммарного лака в классической пропорции (этот разбавитель очень прост в изготовлении, рецепт его приготовления вы найдете в моей статье "Материалы для масляной живописи"). А можно просто использовать пинен.

Хочу дать вам еще один совет. Не используйте для затирки -имприматуры краски, смешанные с белилими.

Да, затирка которая предполагает смешивание чистой краски с белилами действительно существует. Есть художники, которые используют белые пигменты, смешанные с сепией или черным, чтобы получить серую имприматуру.

Но проблема в том, что все белые пигменты, даже цинковый белый, более или менее непрозрачны. И они делают непрозрачными смеси с другими цветами. В результате они сделают вашу затирку слишком плотной.

На мой взгляд, лучше делать прозрачную затирку без использования белил. И это очень легко сделать, потому что цвет нашего холста уже белый.

А поскольку слой имприматуры остается довольно тонким, мы получаем тот же эффект, что и в акварели при работе с лессировками. Мы можем видеть сквозь верхний слой лессировки цвета слоя который находится ниже.

Поэтому для получения серого цвета можно просто смешать сепию с ультрамарином или кобальтом синим ( стоит также избегал черного пигмента в затирке).

Поскольку этот слой Имприматуры будет очень прозрачным, мы сможем видеть сквозь него белый цвет нашего холста. Это даст серый цвет.

Поскольку мы делаем слой имприматуры очень тонким и прозрачным и вытираем его бумажным полотенцем, нам не нужно ждать, пока этот слой высохнет. Если вы работаете маслом, Вы можете начинать рисовать кистью и затем писать, не дожидаясь высыхания имприматуры. Конечно, это работает только для масляных красок. Акриловые краски сохнут очень быстро, поэтому слой высохнет в любом случае.

Единственно, помните, что если Вы работаете масляными красками по свежему слою затирки, вы можете наносить подготовительный рисунок для мвсляной живописи только масляными красками. По свежей затирке нельзя использовать рисоватьный уголь.

Если вы делаете имприматуру на бумаге, чтобы потом нанести рисунок пастелью, карандашом, сангиной или углем, Вам нужно подождать, пока цветной слой высохнет полностью, иначе вы рискуете повредить бумагу.

А теперь я предлагаю вам посмотреть короткое видео "Imprimatura" с моего канала на YouTube.

Спасибо за то, что прочитали мою статью

До скорых встреч
Made on
Tilda